Сущность инновационной модели

19.04.2023

Сущность инновационной модели

заключалась в:  создании устойчивой системы сетевого взаимодействия по профориентационной работе между учреждениями образования и другими заинтересованными субъектами на этапе первичного профессионального выбора, стоящего перед обучающимся, и проектирования им дальнейшей  профессиональной деятельности;

разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, социально значимой деятельности, способствующих формированию профессиональных интересов и готовности к выбору профессии учащихся;

создании образовательно-методических комплексов объединений по интересам, включающих образовательные программы базового и повышенного уровней и механизмы их реализации, и направленных на эффективную реализацию профориентационной работы с обучающимися.

Структурными компонентами модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля являлись:

организационно-целевой (изучение и разработка нормативной правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность, создание комплекса условий для реализации инновационного проекта);

содержательно-процессуальный (повышение профессиональных компетенций педагогов-инноваторов, реализации мероприятий по формирования готовности обучающихся к выбору профессии, взаимообмен опытом работы по осуществлению допрофильной подготовки и профессионального обучения);

оценочно-результативный (анализ и оценка результатов инновационной деятельности (в том числе рефлексивный анализ деятельности педагогов-инноваторов).

  1. На организационно-целевом этапе (сентябрь – декабрь 2020 г.):

изучена и проанализирована нормативная правовая база инновационной деятельности, определены научно-методологические подходы к решению задач по внедрению инновации. Деятельность в рамках реализации инновационного Проекта осуществлялась в соответствии с основными документами нормативного правового регулирования в сфере инновационной деятельности: приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности», приказом управления образования Лидского районного исполнительного комитета «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности»;

приказами директора утверждены календарные планы реализации инновационного проекта, закреплен состав участников Проекта, определены функциональные обязанности участников инновационной деятельности на период реализации Проекта;

определены ключевые потребности и условия формирования ресурсной базы, необходимой для инновационной деятельности: материально-техническая база, мотивационная составляющая кадров, программно-методический комплекс и др.;

до сведения педагогического коллектива доведены цель и задачи Проекта, спланированы основные мероприятий, составляющие основной этап инновационной деятельности;

организована деятельность по выстраиванию сетевого взаимодействия между учреждениями образования и партнерами Проекта (учреждения общего среднего образования г. Лиды и Лидского района, учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет», ветеринарный центр «Кот Бегемот» г. Лиды («Центр спасения животных»), ГЛХУ «Лидский лесхоз», Лидская городская и районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды»);

подготовлен пакет диагностических методик для выявления профориентационных интересов обучащихся, определения готовности к самостоятельному выбору профиля обучения и др.;

разработана система мер по поощрению сотрудников, включенных в инновационную деятельность, через материальное стимулирование, возможность повышения квалификации, индивидуальную траекторию личностного развития.

  1. С января 2021 года реализован основной содержательно-процессуальный этап инновационной деятельности, который согласно плану завершился в апреле 2023 года. На данном этапе в реализации запланированных мероприятий активное участие принимала инновационная группа педагогических работников:

созданы условия для повышения профессиональных компетенций педагогов-инноваторов (организована систематическая учеба через вебинары, круглые столы, семинары, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, самообразование);

разработаны и внедрены в практику 5 программ объединений по интересам по формированию ключевых профессиональных компетенций обучающихся («В мире животных», «Курс юного ветеринара», «Клуб будущих ветеринаров», «Зелёные профессии», «Дистанционная школа ландшафтного проектирования «Ландшафтный дизайнер»), реализовано 3 образовательных проекта по приоритетным направлениям ранней профориентации и профессиональной подготовки обучающихся (комплексный образовательный проект «ЗооДоктор», проект «Я – профессионал», районная профплощадка «Лесных дел мастер»);

организован взаимообмен опытом работы по осуществлению допрофильной подготовки и профессионального обучения с учреждениями-партнёрами.

  1. На оценочно-результативном этапе проведён анализ и оценка результатов инновационной деятельности (в том числе рефлексивный анализ деятельности педагогов-инноваторов), определена практическая значимость проделанной работы.

Критериальной базой для оценки деятельности инноваторов являлись результаты проводимых диагностических исследований (анкетирование, беседа, опрос), анализ дневников педагогических наблюдений, степень активности участия в мероприятиях инновационного проекта, результативность работы с обучающимися.

поделиться в: