Теоретические обоснования инновационной модели

19.04.2023

Теоретико-методологической основой инновационного проекта «Внедрение модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного образования детей и молодёжи» (далее – инновационный Проект) выступили идеи системного (И.В. Блауберг, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и др.), деятельностного (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), аксиологического (А.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, В.П. Тугаринов и др.) подходов; исследования в области профориентологии (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, С.Н. Чистякова и др.),  психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); теория профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (Е.А. Климов, И.Н. Назимов, Е.М. Павлютинков, О.Г. Максимова, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.); современные концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, Г.Н. Волков, Н.И. Щуркова, Б.Т. Лихачев); теоретические положения о преемственности общего и профессионального образования (С.М. Годник, В.И. Загвязинский, А.С. Казаринов, В.С. Леднев, В.Ю. Микрюков, А.М. Новиков, Л.О. Филатова и др.); теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного и допрофильного обучения (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, А.Г. Капустняк, К.Г. Митрофанов, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, Н.С. Пряжников, Е.Л. Рачевский, М.В. Рыжаков, С.В. Суматохин, В.М. Филиппов, И.Д. Фрумин, И.Д. Чечель и др.); психологические исследования о сущности и закономерностях профессионального самоопределения обучающихся (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, И.И. Зарецкая, Е.А. Климов, В.М. Марищук, В.Я. Поляков, И.А. Сасова, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова) и др.

Теоретические основы для решения проблемы формирования готовности обучающихся к выбору профессии заложены научными трудами С.Я. Батышева, Н.Н. Захарова, А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, А.Д. Сазонова, Ф. Фукуяма, П.А. Шавира, Н.Н. Чистякова и других ученых.

Психолого-педагогические и методические аспекты формирования готовности к профессиональному самоопределению отражены в работах Э.Ф. Зеера, И.Н. Назимова, Н.Ф. Наумовой, Г.В. Резапкиной, С.Н.Чистяковой и других ученых.

Основы психологического сопровождения формирования готовности к выбору профессии рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова, Е.М. Борисовой, Л.И. Божович, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, В.С. Мухиной, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и других ученых.

Педагогические условия формирования готовности обучающихся к выбору профессии рассмотрены в работах О.П. Апостолова, В.И. Блинова, И.С. Сергеева, А.А. Вайсбург, В.Ф. Сахарова, Т.В. Щербаковой, Н.М. Халимовой и других ученых.

Проблема неготовности выпускников школ к принятию решения, связанного с выбором будущей профессии, рассматривается в работах исследователей В.А. Болотова, Б.В. Дубина, Д.А. Леонтьева, Е.В. Шелобановой и других.

Практические аспекты изучения проблем профессиональной ориентации и профессионального становления молодежи анализируют в своих работах С.А. Боргояков, Е.И. Головаха, И.С. Кон, Л.М. Митина, В.А. Поляков, Л.Г. Рыбалкина и др.

При разработке Проекта использовались наработки по допрофильной подготовке и профильному обучению государственного учреждения «Республиканский центр экологии и краеведения», государственных учреждений образования «Минский государственный областной лицей» и «Гимназия № 56 г. Минска», государственного учреждения дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи», учреждения образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи».

Опирались на опыт:

реализации Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования эколого-экономических компетенций учащихся в учреждении дополнительного образования посредством организации учебных бизнес-компаний» в 2017-2020 гг.;

систематической воспитательной работы по профориентации обучающихся учреждений общего среднего образования в рамках проектов шестого школьного дня;

организации деятельности по сопровождению профильного обучения по учебной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования по профессии «Рабочий зелёного строительства» 2-го разряда;

ежегодного трудоустройства подростков в период летних каникул по профессии «Рабочий зелёного строительства».