Внедрение модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного обучения детей и молодёжи

Актуальность проекта

               Осознанность выбора профиля обучения, т.е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения.

           Профессиональное самоопределение учащихся – сложный и длительный процесс поиска своего места в мире профессий, в ходе которого осуществляется информирование о мире профессий, формирование представлений об интересующей профессии, выбор профиля дальнейшего обучения и учебного заведения после окончания учреждения образования, сопоставление обучающимися своих физических и интеллектуальных способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности и возможными путями получения образования.

           Психолого-педагогическое сопровождение  учащихся в ходе  допрофильной подготовки (проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и  ограничений в выборе ими дальнейшей  сферы деятельности, разработка и реализация программ объединений по интересам в соответствии со склонностями и интересами, выявление ииндивидуальное  консультирование учащихся с несформированными профессиональными интересами) способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.

          Поскольку, обучаясь в учреждении общего среднего образования, подростки не всегда включены во всесторонний охват допрофильной подготовкой и профильным обучением по социально значимым для страны направлениям (в том числе по эколого-биологическому профилю), а работа по профориентации порой проводится эпизодически, то в результате они вынуждены продолжать обучение и получать профессию в случайном порядке.

      Современная система дополнительного образования детей и молодежи – уникальная образовательная сфера, дополняющая систему общего среднего образования, имеющая самостоятельное социальное назначение для  допрофильной подготовки и профильного обучения в различных формах организации дополнительного образования детей и молодежи. Взаимодействие учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. Благодаря интеграции общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи возможно функционирование особой образовательной среды, реализация образовательных программ посредством использования инновационных методов и форм образовательной деятельности, что в совокупности создает необходимые условия для профилизации обучения.

      На первоначальном этапе ребёнок нередко сменяет объединение по интересам – идёт процесс знакомства с различными видами деятельности, условно – предпрофессиональных проб, поиск и развитие личных увлечений. И это является одним из важнейших элементов формирования индивидуального образовательного маршрута. Детские объединения развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности основных заказчиков – детей и их законных представителей.

Ожидаемые результаты внедрения инноваций

  • повышение конкурентной способности и имиджа учреждения дополнительного образования детей и молодёжи «Лидский районный центр экологии, туризма и краеведения» в регионе;
  • разработка, апробация и внедрение продуктивных технологий, методов и средств допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в условиях дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля;
  • развитие сотрудничества с социальными партнерами, выявление эффективных педагогических практик формирования профессиональных компетенций как ресурса социальной успешности учащихся;
  • создание банка инновационных идей по теме реализуемого проекта, банка информационных, диагностических дидактических и методических материалов по формированию профессиональных компетенций учащихся;
  • осознанный выбор учащимися будущей профессии в соответствии со своими склонностями и интересами, рынком труда и рынком образовательных услуг.

НАУЧНОЕ сопровождение проекта

Катович Наталья Константиновна - начальник управления воспитательной и идеологической работы Научно-методического учреждений "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Основная идея инновационного проекта заключается в создании устойчивой системы сетевого взаимодействия по профориентационной работе между учреждениями образования и другими заинтересованными субъектами на этапе первичного профессионального выбора, стоящего перед обучающимся, и проектирования им дальнейшей  профессиональной деятельности. 

Для реализации идеи проекта определены основные направления: разработка и внедрение активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, социально значимой деятельности, способствующих формированию профессиональных интересов и готовности к выбору профессии учащихся, а также создание образовательно-методических комплексов объединений по интересам, включающих  образовательные программы базового и повышенного уровней и механизмы их реализации, направленных на эффективную реализацию профориентационной работы с обучающимися.

Модель формирования готовности обучающихся к выбору профессии включает в себя два направления – допрофильную подготовку и профильное обучение, имеющих общее организационно-методическое обеспечение, предметные области, мониторинг образовательной деятельности.

Допрофильная подготовка и профориентационная работа - неотъемлемые компоненты системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании интереса, мотивов,  склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения. На данном этапе обучающиеся получают помощь в выборе профиля обучения, развитии широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности, у них  формируется способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки при реализации модели выступают: профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика, презентации и выставки опыта  и др.);  педагогическое сопровождение; занятия в объединениях по интересам базового уровня; включение в проектную деятельность.

Профильное обучение  система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением качественного общего среднего образования обеспечить через дополнительное образование условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учётом их способностей, склонностей и интересов.

Основными компонентами профильного обучения выступают: профориентационная работа (углубленное изучение отдельных направлений профессиональной деятельности, в том числе на уровне учебных программ общего среднего образования, с учащимися, обучающимися в профильных классах, например, в агроклассах, с участниками школьных лесничеств, научных обществ учащихся естественно-научного цикла и т.д.),  педагогическое сопровождение, занятия в объединениях по интересам базового и повышенного уровней, включение в проектную деятельность, трудовое воспитание посредством привлечения к труду и др. На практике формирование готовности к выбору профессии у старших школьников осуществляется как взаимодействие обучающихся с учителями учреждений общего среднего образования, педагогами дополнительного образования, специалистами производств и организаций, а также с предметами труда, в ходе которого происходит их профессиональное развитие.