Бирюк Наталья Евгеньевна, методист Лидского районного центра экологии, туризма и краеведения
Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшого эссе - философских размышлений о профессии и о своей миссии в школе, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.
Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.
Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля и саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку здесь акцентируется внимание, прежде всего на достижениях.
Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.
Примерная структура портфолио:
- титульный лист;
- творческая визитка автора. Педагогическое кредо;
- общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке);
- тема и цель ведения портфолио;
- результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный) период. В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы кружка, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.;
- учебно-методическая деятельность;
- документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио;
- внеклассная работа по предмету;
- консультативный материал для педагогов и родителей;
- план самообразования (индивидуального роста) педагога;
- дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом;
- рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.
Разделы портфолио
Титульный лист
На титульном листе должна содержаться следующая информация:
· название отдела образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета;
· фамилия, имя, отчество педагога;
· название кружка (клуба, направления деятельности);
· полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог;
· адрес учреждения образования, телефон, факс;
· год.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
· фамилия, имя, отчество, год рождения;
· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
· общий и стаж работы в должности;
· квалификационная категория;
· повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
· дипломы различных конкурсов;
· другие документы по усмотрению педагога.
Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В раздел помещаются:
- материалы о результативности образовательного процесса;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, форумах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- сведения о наличии медалистов;
- сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.;
- сравнительные таблицы уровня усвоения учащимися программы кружковой работы, уровня воспитанности учащихся;
- документы, подтверждающие творческие достижения учащихся;
- самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.
Раздел 3. Учебно-методическая деятельность
Этот раздел содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
- образовательную программу работы кружка (творчески модифицированную, авторскую);
- обоснование выбора используемых образовательных технологий;
- обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
- работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим кабинетом, ИПК, АПО, вузами и другими учреждениями;
- участие в проведении научных исследований;
- программа и результаты инновационной деятельности;
- планы занятий;
- методические разработки тем;
- темы творческих работ и проектов учащихся;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;
- список победителей конкурсов, фестивалей, акций, интеллектуальных марафонов и др.;
- образцы (фото, копии) творческих работ воспитанников;
- материалы творческих отчетов;
- план индивидуального профессионального роста;
- диагностические материалы;
- анализ методических материалов и авторских разработок;
- авторские программы и проекты;
- рефлексивные записки.
Раздел 4. Работа педагога по обобщению опыта
В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о работе по обобщению и распространению собственного педагогического опыта:
- участие в неделях учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференций, стажировок и т. п.;
- разработка авторских программ, научно-методических материалов;
- выступления перед педагогической общественностью;
- наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, творческие отчеты, рефераты, доклады;
- участие в международных конференциях, конкурсах, проектах.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе:
· выписка из паспорта учебного кабинета (студии, мастерской);
· список методической и справочной литературы ;
· список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр и др.);
· наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
· аудио- и видеоматериалы;
· наличие дидактического материала, макетов, образцов изделий, муляжей и т. п.;
· другие документы по желанию педагога.
Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах».
В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших кружковцев, а также самоанализ деятельности.